Питание

В каких продуктах "живут" витамины

кормите ребенка правильно!

Денежные нормы расходов на питание с 01.09.2023

 

 

  ясли сад
100% 3.59 4.71
70% 2.51 3.3
50% 1.8 2.35
свернуть

Изменены денежные нормы расходов на питание в летний период

01.06.2023

В связи с летним оздоровительным периодом с 01.06.2023 г. по 31.08.2023 г
изменены денежные нормы питания на одного ребёнка
(Постановление  Совета Министров РБ №317 от 27.04.2013 г., пункт 2.4): 

   
  Денежная норма 100% оплата 50% оплата 70% оплата
Ясли 3 руб.59 коп. 3 руб.59 коп. 1 руб.79 коп. 2 руб. 51 коп.
Сад 4 руб.66 коп. 4 руб.66 коп. 2 руб.33 коп.  3 руб. 26 коп.
свернуть

Примерное меню «выходного дня» для детей дошкольного возраста

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Примерное меню «выходного дня» для детей дошкольного возраста

Часы приема пищи

 

СУББОТА

ВОСКРЕСЕНЬЕ

 

Примерное меню

Объем блюд, мл

Примерное меню

Объем блюд, мл

Дети до 3 лет

Дети 3-7 лет

Дети до 3 лет

Дети 3-7 лет

ЗАВТРАК

8.30-9.00

 

Каша молочная (пшеничная, кукурузная, гречневая и т.д.)

150

180

Салат овощной (капуста, морковка)

40

50

 

Омлет

60

80

Пудинг из творога

120

150

 

Какао на молоке

150

200

Чай с сахаром

150

200

 

Хлеб пшеничный со сливочным маслом и сыром

35

35

Хлеб пшеничный со сливочным маслом

35

35

 

Фрукты

1 шт

1 шт

Фрукты

1 шт

1 шт

ОБЕД

12.00-13.00

 

Салат морковно-яблочный с сахаром и растительным маслом

40

50

Салат из свежих огурцов и помидор с растительным маслом

40

50

 

Борщ с  капустой, картофелем, сметаной и отварной говядиной

150

200

Суп вермишелевый с мясом птицы

150

200

 

Мясные тефтели с тушеной капустой

60/120

80/150

Птица отварная с картофельным пюре

60/120

80/150

 

Компот из свежемороженых ягод

150

200

Компот из свежемороженых ягод

150

200

 

Хлеб ржаной

30

40

Хлеб ржаной

30

40

ПОЛДНИК

15.30-16.00

 

Творожная запеканка с изюмом

100

120

Запеканка из творога с морковью

100

120

 

Молоко

150

200

Йогурт

150

200

 

Фрукты

1 шт

1 шт

Фрукты

1 шт

1 шт

УЖИН

18.20-18.45

 

Рыбные фрикадельки с картофельным пюре

60/120

80/150

Овощное рагу

150

200

 

Хлеб пшеничный

30

40

Булочка домашняя

50

50

 

Сок фруктовый

150

200

Сок фруктовый

150

200

свернуть

Если ребенок плохо ест

          Как радуется материнское сердце, когда малыш уплетает еду за обе щеки, когда широко открывает рот при приближении ложки с кашей, когда не ковыряется в тарелке, отодвигая к краю лук, зелень и морковь!

         А что же делать с тем малышом, который как раз наоборот: готов бороться до последнего при попытке его накормить? Вернее, что делать родителям этого «нехочухи»?

Позвольте дать несколько советов:

Перестаньте беспокоиться. Ваш ребенок прибавляет в весе и росте?

Значит, все в порядке. Поверьте вашему малышу, его организм знает, сколько пищи ему нужно. Ведь и среди взрослых кто-то ест умеренно, а кто-то много. Так почему же ваш ребенок должен есть на зависть другим мамочкам?

Соблюдайте режим питания.

Ведь именно прием пищи в одно и то же время «тренирует» пищеварительные железы и настраивает организм на прием пищи.

Не давайте ребенку перекусывать между приемами пищи.

Иногда мамочкам кажется, что если им удается что-то впихнуть в ребенка, это уже хорошо. Неважно, что при этом малыш получил сладкую булку между завтраком и обедом, а значит, к обеду он не будет голодным, и шансы накормить его в обед сведутся к минимуму.

Используйте красивую детскую посуду.

Может, вашему ребенку будет интересно встретиться с героями любимого мультфильма, изображенными на дне тарелки.

Готовьте вместе с ребенком.

Это обязательный момент. Вспомните, как порой разыгрывается аппетит у вас во время приготовления пищи или сервировки стола. Кроме этого, привлекая ребенка к процессу приготовления пищи, вы подчеркиваете его взрослость, развиваете его тактильные ощущения и моторику, одновременно общаетесь с ним, да и просто готовите себе помощника: ребенок может переносить небьющиеся предметы, раскладывать столовые приборы, сортировать, мыть, перемешивать, подсаливать и поливать сметаной или растительным маслом.

Принимайте пищу всей семьей.

При современном темпе жизни, к сожалению, совместный прием пищи приемлем не для всех. Но с ребенком всегда есть один из родителей, а зачастую есть еще братья или сестры, а это уже немало. Хотя бы один раз в день, на завтрак или ужин, можно собрать за столом всю семью. В окружении родных лиц, принимающих пищу, больше вероятность, что ваш ребенок тоже поест. При этом желательно также, чтобы у ребенка было за столом свое постоянное место.

Украшайте блюда и называйте ласковыми детскими названиями.

Приготовьте еду, которую любит кушать киногерой или мультяшный персонаж, который нравится вашему малышу. 

Все разрезайте на куски разных геометрических форм, сердечек или звездочек. Красиво выложите все на тарелку, чтобы еда выглядела аппетитно.

Используйте прием дефицита.

Объясните, что это новое блюдо, которого хватит только маме и папе. Ваш гурман начнет умолять дать ему попробовать хоть кусочек.

ПРИЯТНОГО АППЕТИТА!

свернуть

Особенности организации питания ребенка дошкольного возраста

 

       Среди множества разнообразных факторов, постоянно действующих на развитие детского организма и его здоровье, важнейшая роль принадлежит питанию. Характер питания в раннем детстве накладывает отпечаток и влияет на дальнейшее развитие ребенка и его состояние здоровья не только в детско-подростковом возрасте, но и во взрослой жизни.
       Что понимается под правильным питанием и каким оно должно быть для ребенка дошкольного возраста?
       Правильное, или рациональное питание – это такое питание, которое обеспечивает укрепление и улучшение здоровья, физических и духовных сил человека, предупреждение и лечение заболеваний. Одним словом, правильное питание – это здоровое питание Питание ребенка дошкольного возраста должно быть:

Во-первых, полноценным, содержащим в необходимых количествах белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины, воду.

Во-вторых, разнообразным, состоять из продуктов растительного и животного происхождения. Чем разнообразнее набор продуктов, входящих в меню, тем полноценнее удовлетворяется потребность в пище.

     В-третьих, доброкачественным - не содержать вредных примесей и болезнетворных микробов. Пища должна быть не только вкусной, но и безопасной.

      В-четвертых, достаточным по объему и калорийности, вызывать чувство сытости. Получаемое дошкольником питание должно не только покрывать расходуемую им энергию, но и обеспечивать материал, необходимый для роста и развития организма.


                         Характеристика основных компонентов пищи
   Белки – занимают особое значение, так как без них не может осуществляться построение основных элементов органов и тканей. Они не могут быть заменены другими пищевыми веществами. Источниками белка являются мясо, рыба, молоко и молочные продукты, яйца (животные белки), а также хлеб, крупы, бобовые и овощи (растительные белки). Недостаток в рационе ребенка белков не только замедляет нормальный рост и развитие, но и влияет на функцию головного мозга и работу иммунной системы организма. Поэтому белки должны постоянно включаться в рацион дошкольников и школьников.

   Жиры – это источник энергии, принимают участие в обмене веществ, способствуют выработке иммунитета. Источники жиров - масло сливочное и растительное, сливки, молоко, молочные продукты (сметана, творог, сыр), а также мясо, рыба и др.

  Углеводы – основной источник энергии, способствует усвоению в организме белков и жиров. Содержатся в свекловичном, тростниковом сахаре, меде, ягодах, фруктах. Они быстро усваиваются в организме и обеспечивают поддержание сахара в крови. Сложные углеводы содержатся в муке, картофеле, овощах в виде крахмала. Избыточное же количество углеводов ведет к нарушению обмена веществ. Большое значение в рационе питания имеет вода, так как без нее не могут происходить жизненные процессы. В сутки для ребенка необходимо около полутора литров воды. Минеральные соли и микроэлементы являются строительным материалом для органов, тканей, клеток и их компонентов. Обеспечить их поступление в организм особенно важно в период активного роста и развития ребенка. Минеральные вещества делят на две группы в зависимости от содержания в организме: макроэлементы, или минеральные соли (натрий, калий, кальций, фосфор, магний, хлориды, сульфаты и др.) и микроэлементы (железо, медь, цинк, хром, марганец, йод, фтор, селен и др.). Содержание макроэлементов в организме может составлять до 1 кг. Микроэлементы не превышают десятков или сотен миллиграммов. Наибольшее количество микроэлементов и минеральных веществ содержится в следующих продуктах: - кальций и фосфор - в молоке и кисломолочных продуктах, рыбе, яйцах, бобовых; - магний - в различных злаковых (хлеб, крупы, бобовые); - железо – в печени (свиная и говяжья), овсяной крупе, персиках, яичном желтке, рыбе, яблоках, зелени, изюме. Витамины - в суточном рационе должно быть достаточное количество всех витаминов. Витамины необходимы для нормального течения биохимических реакций в
организме, усвоения пищевых веществ, роста и восстановления клеток и тканей. Овощи, фрукты, ягоды являются богатым источником минеральных солей и витаминов. Однако в процессе кулинарной обработки эти вещества в значительной мере утрачиваются. Поэтому детям следует давать больше овощей, фруктов и ягод в сыром виде и обогащать витаминами готовые блюда, добавляя в них сырые соки и зелень.
      Организация питания, рацион, режим и примерное меню
В соответствии с принципами организации питания детей дошкольного возраста, рацион должен включать все основные группы продуктов. Из мяса предпочтительнее использовать нежирную говядину или телятину, курицу или индейку. Менее полезны колбасы, сосиски и сардельки.          Субпродукты служат источником белка, железа, ряда витаминов и могут использоваться в питании детей. Рекомендуемые сорта рыбы: треска, минтай, хек, судак и другие нежирные сорта. Соленые рыбные деликатесы и консервы рекомендуется включать в рацион лишь изредка. Молоко и молочные продукты занимают особое место в детском питании. Это богатый источник легкоусвояемого белка, кальция, фосфора и витамина В2. Фрукты, овощи, плодоовощные соки содержат углеводы (сахара), некоторые витамины, микроэлементы, а также такие полезные вещества, как пектин, клетчатка, пищевые волокна и другие. Эти продукты улучшают работу органов пищеварения, предотвращают возникновение запоров. Необходимы хлеб, макароны, крупы, растительные и животные жиры, особенно гречневая и овсяная крупы. Растительное масло как приправа к салатам позволяет усваиваться многим полезным веществам, содержащимся в овощах. Всего в день ребенок 4-6 лет должен получать: белков и жиров около 70 г, углеводов около 280 г, кальция 900 мг, фосфора 1350 мг, магния 200 мг, железа 12 мг, цинка 10 мг, йода 0,08 мг, витамина «С» 50 мг. Интервалы между приемами пищи должны быть не более 3,5-4 часов. Важным условием является строгий режим питания, который предусматривает не менее 4 приемов пищи. Причем 3 из них должны обязательно включать горячее блюдо. При этом на долю завтрака приходится приблизительно 25% суточной калорийности, на долю обеда 40%, полдника - 15%, ужина - 20%.


    Завтрак - ребенку необходимо давать каши, яичные или творожные блюда, мясо, рыбу, чай или кофейный напиток с молоком, хлеб с маслом, сыром.
   Обед -должен содержать овощной салат, мясной, куриный или рыбный бульон с овощами, крупами, второе блюдо из мяса, птицы или рыбы с гарниром и десерт в виде киселя, компота, напитка, свежих фруктов или ягод, фруктового пюре.

  Полдник- ребенок должен выпивать стакан молока, кефира или простокваши, съедать печенье, ватрушку или булочку, фрукты.

     Ужин - лучше давать овощные или крупяные блюда в зависимости от завтрака; мясные и рыбные блюда, особенно в жареном виде, давать не следует.
     В то же время некоторые продукты крайне нежелательны в рационе дошкольника. Не рекомендуются: копченые колбасы, консервы, жирные сорта мяса, некоторые специи: перец, горчица и другие острые приправы.      Для улучшения вкусовых качеств лучше положить в пищу петрушку, укроп, сельдерей, зеленый или репчатый лук, чеснок. Последние, кроме того, обладают и способностью сдерживать рост болезнетворных микробов. Вкус пищи можно значительно улучшить, если использовать некоторые кислые соки (лимонный, клюквенный), а также сухофрукты Из напитков предпочтительнее употреблять чай некрепкий с молоком, кофейный напиток с молоком, соки, отвар шиповника. Необходимо исключить любые газированные напитки из рациона дошкольников. В качестве сладостей рекомендуется пастила, зефир, мармелад, мед, джем, варенье. Результаты оценки качества питания детей дошкольного возраста и блицопросы родителей показывают, что многие дети недополучают в своем ежедневном рационе йодированную соль, молоко и кисломолочные продукты, рыбу и рыбные продукты, мясо и мясные продукты. Зато ежедневное потребление кондитерских и хлебобулочных изделий составляет 80% от общего рациона. 

     Часто дети предпочитают вместо каши есть пиццу, чипсы; вместо горячих блюд из мяса и рыбы – сосиски, колбасы. Дети не желают есть то, что полезно и необходимо для их здоровья, а родители нередко потакают им в этом и не всегда заботятся об организации правильного и рационального питания своих малышей в домашних условиях.


                          Рекомендации родителям по питанию маленьких детей


Правильное питание дошкольника целиком и полностью зависит от родителей. Прежде всего необходимо знать и помнить, что питание ребенка дошкольного возраста должно заметно отличаться от рациона родителей. Нежелательна термическая обработка продуктов путем жарения, лучше готовить блюда на пару или запекать. Ежедневное меню дошкольника не должно содержать блюда, сходные по своему составу. Например, если на завтрак предлагается каша, то на ужин лучше дать овощное блюдо. Если Ваш ребенок посещает детский сад, где получает четыре раза в день необходимое по возрасту питание, то домашний рацион должен дополнять, а не заменять рацион детского сада. С этой целью родители, ознакомившись с меню, дома должны дать малышу именно те продукты и блюда, которые он недополучил днем. Завтрак до детского сада лучше исключить, иначе ребенок будет плохо завтракать в группе. В крайнем случае можно напоить его кефиром или дать яблоко. В выходные и праздничные дни лучше придерживаться меню детского сада. Когда малышу исполнилось 3 года, самое время начинать учить его правильному поведению за столом.  Ребенок должен сидеть прямо, не опираясь во время еды локтями на стол, не расставляя их широко в стороны. Уметь правильно пользоваться ложкой.  Пользуясь столовым ножом, держать его в правой руке, а вилку - в левой. Взрослые должны приучить ребенка не нарезать всю порцию сразу, а отрезав кусочек, съесть его и лишь потом отрезать следующий.  Необходимо, чтобы у малыша выработалась привычка жевать не спеша, с закрытым ртом. Если у него плохой аппетит, недопустимо развлекать его во время еды, разрешать смотреть телевизор или обещать вознаграждение за то, что он все съест. Подобные поощрения нарушают пищеварительный процесс, а аппетит не улучшают вовсе.  Принимать пищу в спокойном состоянии (это относится не только к шестилеткам!). Надо избегать ссор и неприятных разговоров за столом - это тоже ухудшает процесс пищеварения и снижает аппетит.  Не следует давать малышу еды больше, чем он сможет съесть. Лучше потом положить чуточку добавки.  Малыш должен знать, что из-за стола можно выйти, окончив трапезу, только с разрешения старшего (но, конечно, не с куском хлеба или другой пищей в руках). Он обязательно должен поблагодарить присутствующих, задвинуть стул, убрать за собой посуду, помыть руки (так же, как и перед едой) и сполоснуть рот. Помните! Ребенок очень быстро усвоит все эти правила, если перед его глазами будет пример взрослых.

  Соблюдение перечисленных рекомендаций будет способствовать тому, чтобы Ваш ребенок      вырос здоровым!

свернуть

Организация здорового питания дома

Организация здорового питания детей дошкольного возраста дома

 

      Правильно организованное питание, обеспечивающее организм всеми необходимыми ему пищевыми веществами (белками, жирами, углеводами, витаминами и минеральными солями) и энергией, являются необходимым условием гармоничного роста и развития детей дошкольного возраста. Правильно организованное питание способствует повышению устойчивости организма к действию инфекций и других неблагоприятных внешних факторов.

       Основным принципом питания детей дошкольного возраста должно служить максимальное разнообразие их пищевых рационов. Только при включении в повседневные рационы всех основных групп продуктов – мяса, рыбы, молока и молочных продуктов, яиц, пищевых жиров, овощей и фруктов, сахара и кондитерских изделий, хлеба, круп и др. можно обеспечить воспитанников всеми необходимыми им пищевыми веществами, исключение тех или иных из названных групп продуктов или, напротив избыточное потребление каких-либо из них неизбежно приводит к нарушениям в состоянии здоровья детей.

        Питание в учреждениях образования организуется на основе примерных двухнедельных рационов,  разрабатываемых с учетом физиологических потребностей в основных пищевых веществах и энергии, утвержденных норм питания, дифференцированных по возрасту обучающихся, с учетом сезонности (лето-осень, зима-весна), разнообразия и сочетания пищевых продуктов, способов их кулинарной обработки.

Правильный подбор продуктов – условие необходимое, но ещё недостаточное для рационального питания детей дошкольного возраста.

      При разработке примерных двухнедельных и дневных или суточных рационов учитываются следующие требования и принципы детской диететики:

- основные приемы пищи (завтрак, обед, ужин) в течение дня должны предусматриваться через каждые 3,5-4 часа;

- при 4-разовом питании (12-часовой режим пребывания) на  -  20-25 % от общей калорийности суточного рациона, обед - 30-35 %, полдник – 10-15%, ужин 20-25 %, домашний ужин – 15 %.

       Организация питания в учреждении дошкольного образования должна сочетаться с правильным питанием ребёнка в семье.

свернуть

Нормативная правовая база по организации питания

свернуть